Рассказов Евгений


 
ВКонтакте
Инстаграм
youtube
Rutube
 Материалы и фурнитура
Материалы и фурнитура
Архив статей 1995-2014 г.г. » 2007-12 Полевые «вездеходы»

2007-12 Полевые «вездеходы»

Евгений Рассказов






Этим материалом мы продолжаем тему испытаний отечественной обуви, созданной для эксплуатации в полевых условиях. Как и в прошлых статьях, все приведенные здесь выводы и пожелания основаны на результатах опытной носки полевой обуви профессионалами, а также на личных впечатлениях многих пользователей обуви.


О районе испытаний


Для полевых испытаний были выбраны ботинки с высокими берцами – типичные представители своих классов М98, М22, М16, М355, М706.


По словам организаторов, Кольский полуостров и примыкающие к нему районы Карелии как район испытаний были выбраны благодаря разнообразию сильнопересеченной местности и возможности даже летом окунуться в разные погодные и климатические условия. И это касается не только температуры воды (в том числе и морской) или воздуха. На русском Севере есть возможность походить по разным поверхностям – от песка, глины или гальки до каменных осыпей, бурелома, отливных мест и скальных поверхностей.


Наземный «Шторм»


Добротные ботинки с индексом М98 от «Гарсинг», получившие название «Шторм», с высокими 27-сантиметровыми берцами, собранными из оригинальной ткани Cordura DuPont, были выбраны для испытаний на Кольском полуострове не случайно. Сегодня, по признанию многих специалистов, это одни из немногих ботинок, неоднозначно оцениваемых пользователями.


Сразу отметим, что именно благодаря разнообразию местности в районе испытаний были сполна выявлены достоинства системы стабилизации стопы «Шторма» (равно как и других моделей полевых ботинок), и подошвы с оригинальным самоочищающимся протектором. Используемый протектор обеспечивал на удивление равномерное сцепление и на каменистых осыпях, и на скальных поверхностях, и при ходьбе по траве или водорослям во время отливов.


Вместе с тем недостаточной, на взгляд пользователей, оказалась фиксация голеностопа деталями берец. По мнению испытателей, геометрия тканевых деталей берец нуждается в еще большей проработке (как, например, у М716 или М355) – для лучшего охватывания и фиксации голеностопного сустава. Помимо этого, многим пользователям показалась избыточной толщина внутреннего амортизатора на тыльной стороне глухого клапана. Хотя, по мнению опытных испытателей, избыточной она кажется для амортизации подъема стопы при плотной ее шнуровке, но отнюдь не для комфорта при длительном хождении в полевой обуви.


Пожалуй, именно благодаря сочетанию «избыточной» толщины вентилируемой подкладки Cambrell глухого клапана, продуманной конструкции его боковых элементов и системы быстрой шнуровки стала возможной еще более плотная и, подчеркнем, стабильная эластичность шнуровки. А это в свою очередь благоприятно сказывалось на комфорте ношения при долгих переходах.


Интересно, что та же толщина подпоролоненных берец и деталей союзки (нижней части ботинка), к слову, разная на всей поверхности берец, не была излишней на внутренних частях боковых поверхностей, являясь одним из элементов голеностопной защиты. Наверное, именно благодаря данной особенности, как показала опытная носка, существенно снижается травмоопасность в ходе движения по сильно пересеченной местности Это имеет принципиальное значение при длительных переходах, когда надеяться приходится лишь на собственные силы.


И еще один важный момент. Здесь, в местности, насыщенной обломками скал, топляком и валунами, весьма кстати пришлись включенные в конструкцию ботинок внутренние усиленные подносок, задник и металлический супинатор. Передняя и задняя защита, выполненная из ударопрочного полимера повышенной толщины, не раз сберегала ноги пользователей от вывихов при нестабильных положениях стопы на косогорах и предохраняла пальцы от фронтальных ударов о камни.


Рожденные по требованиям профессионалов…


В полевых испытаниях положительно показали себя и М22. Интересный факт – эти, на первый взгляд, грубые ботинки, основа решений которых уводит нас к конструктивным особенностям обуви бундесвера, оказались удобными и при долгих переходах, и при переходах бродов, и при спусках со скал на веревках.


По словам пользователей, удобство М22 «Профессионал» заключено в исполнении колодки, созданной с учетом широкой «русской стопы», прежде всего ее носочной части, а также в особенностях конструкции ботинка, предполагающих и «хождение по водам». Практичность этой аскетичного вида модели проявилась при переходах и по скалистым тропам Кольского полуострова, и по лесам Карелии. На испытываемой партии М22 неоценимым преимуществом оказалось использование гидрофобной кожи двухмиллиметровой толщины, что положительно сказалось на ее стойкости к потертостям и царапинам, особенно при контакте с острыми обломками скал. Гидрофобные свойства кожи и наличие водоотталкивающих пропиток были достойно оценены пользователями во время частых переходов водных препятствий вброд, при ходьбе по росе и в дождь, а также при последующей сушке обуви.


Поверх ботинок испытатели зачастую надевали защитные бахилы из синтетической ткани Cordura, что увеличивало водостойкость обуви. Было замечено, что правильно подобранные по росту пользователя и надежно закрепленные на ноге и ботинке бахилы повышали комфорт от пользования обувью даже в сильный дождь и защищали брюки и обувь ниже колен от быстрого намокания.


Повышению водостойкости способствует и использование при сборке М22, равно как и М98, рантово-клеевого метода крепления по технологии Goodyear. Со слов специалистов торговой марки «Гарсинг», важной особенностью этого метода крепления, соединяющего верхнюю и нижнюю части ботинок, является прошивание подошвы и верха по всем 360 градусам периметра кожаного ранта, что в сочетании со стелькой с «Т-образной» губой положительно сказывается на герметичности соединений.


Хорошую службу сослужили ногам и элементы встроенной боковой или голеностопной защиты, выполненные на М22 в виде мягких подпоролоненных шайб, размещенных в районе щиколоток. Вместе с другими элементами внутренней защиты они не только защищали сустав от легких боковых ударов, но и в сочетании с системой шнуровки обеспечивали плотное облегание, а значит, и надежную фиксацию голеностопного сустава берцами ботинок.


Из сказанного видно, что все особенности конструкции М22 работали на удобство ношения и поддержание комфортной температуры внутреннего объема. Последнему способствовали вентилируемая подкладка типа Super Royal и предложенная для испытаний вкладная формованная ортопедическая стелька (она была выполнена производителем по требованиям испытателей с учетом особенностей долгих переходов, совершенных в прошлые сезоны). Достоинствами стельки являются ее высокие вентилирующие свойства, пластичность и надежность поддержания нижнего свода стопы.


Интересно и то, что подобные опции уже включены производителем и в комплектацию многих современных моделей обуви «Гарсинг», ориентированных на «простых рабочих». И тем более отрадно, что именно жесткие испытания армейской обуви помогают делать добротную обувь для повседневной носки.


По словам испытателей М22, это добротные полевые ботинки, предназначенные прежде всего для профессионалов. На их взгляд, эта модель отличается от тех же М98 и М56 не только чуть большим весом и более удобной, наполненной спереди колодкой, но и входящими в ее конструкцию опциями, в первую очередь ориентированными на полевых операторов (как они сами говорят – «людей полевых профессий»). В том числе и на воинов воздушно-десантных и горнострелковых подразделений.


«Авиационные» корни


Переходя к впечатлениям от ношения ботинок М706 того же белорусского производителя, скажу лишь, что они изначально создавались как обувь для авиационных специалистов в качестве альтернативы полетным ботинкам ВВС, но с возможностью ношения разными специалистами в полевых условиях. Об «авиационном происхождении» М706 говорят металлическая «молния» замка быстрого сброса ботинок, размещенная на внутренней поверхности берец, отсутствие внешних петель фурнитуры системы быстрой шнуровки и другие особенности, продиктованные авиационной спецификой использования.


Интересно, что возможность быстрого сброса и надевания ботинок положительно оценили операторы групп быстрого реагирования различных силовых подразделений. Эта же особенность конструкции М706 позволяет сохранять подгонку обуви по ноге, превращая их в «сапоги». Причем изначально такая подгонка (при закрытой «молнии») достигается регулировкой натяжения шнурков системы быстрой шнуровки.


Важно и то, что с внутренней стороны «молния» защищена мягким кожаным клапаном, который, как и расположенный спереди глухой капан, защищает от попадания воды или песка внутрь.


В ходе испытаний и опытной носки ботинок воинами подразделений специального назначения были по достоинству оценены и конструкция подошвы, выполненная с эффектом переката, и внедорожные свойства ее протектора. Длительные переходы по скальным тропам подтвердили, что эффект переката уменьшает усталость ног при пеших переходах, поскольку учитывает естественную особенность пешей ходьбы – «с пятки на носок» стопы.


Этот же эффект в сочетании со свойствами самоочищающегося протектора, имеющего разновекторные грунтозацепы, по словам воинов, позволяет ходить почти бесшумно. Это особенно заметно при передвижении по скальным и иным каменистым поверхностям. Можно добавить, что эти ботинки достаточно удобны не только в полевых условиях, но и в городе.


Интересно, что выходящие на боковые поверхности подошвы фрагменты двухкоординатных рабочих элементов протектора помогают не только при ходьбе по косогорам и склонам с мокрой травой, но и при спуске по фалам, являясь отечественной «альтернативой» вставкам из карбона, применяемым на иноземных моделях полицейской обуви.


Надо учесть, что в ходе полевых тестов выявилась и такая особенность М706, как невозможность их комфортного ношения пользователями со стопой с высоким подъемом и широкой носочной частью. Последнее, по словам специалистов «Гарсинг», является особенностью колодки, ориентированной на «стройную» стопу средней полноты, и это же указывает на важность контроля над сборкой обуви такого класса.


Вместе с тем тесты подтвердили не только высокую влагостойкость ботинок, но и их стойкость к преждевременному износу. Этому способствуют и 1,8-мм кожа верха, и водоотталкивающие пропитки, и применение при бортопрошивном методе соединения подошвы и верха обуви мокасинового шнура, а не крученой нити, как на иных аналогах.


Особенность мокасинового шнура в том, что он заплетен «косичкой». Крученая же нитка просто скручена из отдельных прядей. По словам специалистов, разница между ними существенна. Так, если одна прядь крученой нитки рвется, то она распускается по всей длине, и это влияет на водостойкость соединения. В случае же с мокасиновым шнуром поврежденная прядь зажимается «соседками», локализующими разрыв.


Enhansed – значит, улучшенный


В журнале уже не раз говорилось об особенностях легких ботинок М16 и М16Б, поэтому я расскажу об отличиях их модернизированной версии – модели М716.


Начну с особенностей. Одно из неудобств этой модели, как и М706, о чем говорилось выше, – в том, что их сегодня не могут носить пользователи с высоким подъемом и с широкой носочной частью стопы.


Вместе с тем в ходе испытаний модели М716 проявились и ее достоинства. По мнению испытателей, главный плюс, отличающий ее от аналогов - в проработанности кроя тканевых берец и малой длине ниточных соединений деталей верха обуви.


Проработанность кроя берец проявляется в том, что они стали плотнее облегать голеностопный сустав, оставляя запас и для натяжения шнуровки. К слову, не последнюю роль в плотности облегания играет и наличие внутренней сетчатой структуры подкладки, обладающей вентилирующими свойствами (она же благоприятно влияет на тепловой баланс внутри ботинка).


Есть у этой обуви и другие достоинства. Так, испытания подтвердили, что у М716 возросла надежность соединения бортопрошивного метода крепления верха и подошвы, а также ниточных соединений. Отмечено и то, что по сравнению с М16 полимерная подошва стала более стойкой к многократным и разнонаправленным изгибам, в том числе и на скручивание. Стойкость к подобным нагрузкам, со слов специалистов, особенно важна при ходьбе по сильнопересеченной местности, поскольку предупреждает вывихи голеностопного сустава, одновременно повышая стабильность положения стопы при ходьбе.


Опытная носка подтвердила и высокую эффективность предложенного модернизированного протектора, активные элементы которого, сформированные из материала с повышенными фрикционными свойствами, теперь в буквальном смысле «хватаются за поверхность». Особенность этого процесса заключена в том, что элементы протектора работают по двум координатам, препятствуя «сваливанию» стопы в неустойчивое положение. При этом форма разновекторных грунтозацепов не влияет на самоочищающиеся свойства протектора.


Полевые тесты в очередной раз показали, что отечественные производители хоть и не быстро, но все же переходят от создания «улучшенных копий» зарубежных моделей к разработке собственных добротных моделей профессиональной обуви. И это радует.